В сердце военной экономики Путина нарастают трещины

В сердце военной экономики Путина нарастают трещины
15.08.2025 08:50
0
217
Фото - Dmitri Lovetsky/AP

Российская экономика все сильнее испытывает давление войны в преддверии встречи президентов Владимира Путина и Дональда Трампа, на которой планируется обсудить пути к миру, передает Politico.kz со ссылкой на Bloomberg. Рост ВВП замедляется, нефтяные доходы падают, дефицит бюджета достиг максимума за более чем три десятилетия, а инфляция и высокие процентные ставки продолжают душить бизнес и потребителей. В кулуарах банков звучат тревожные прогнозы о надвигающемся долговом кризисе.

Экономика на пределе
На фоне этого Владимир Путин, пытающийся превратить финансовую систему в инструмент войны, отправляется на Аляску. Трамп накануне упрекнул российского лидера, заявив, что ему стоит сосредоточиться на восстановлении экономики, которая «сейчас не в лучшем состоянии».

По мнению Bloomberg, это мягко сказано. Резкий рост военных расходов, скрытых за завуалированной отчетностью и внебюджетными механизмами, вызывает все больше опасений даже среди российских министров и банкиров. Они открыто признают: страна входит в полосу глубокого кризиса.

Цена войны
С начала вторжения Кремль рассчитывал, что граждане, пережившие советскую эпоху и экономические потрясения 1990-х, выдержат тяготы новой кампании. Но падение доходов от экспорта энергоносителей рушит этот расчет. Срочный созыв саммита на Аляске связан с угрозой новых санкций США против нефтяного сектора.

По информации источников, Путин вновь настаивает на снятии ограничений в рамках возможной сделки. Наблюдатели считают, что встреча может быть способом Москвы выиграть время.

Банковский сектор под военным контролем
После 24 февраля 2022 года Кремль обязал банки предоставлять льготные кредиты предприятиям, задействованным в оборонных контрактах, даже в ущерб их прибыльности. Это окончательно подчинило финансовую систему задачам войны. Первое время схема работала: рубль укрепился, экономика показывала рост. Но к 2025 году дисбаланс стал очевиден — оборонная промышленность перегружена, а гражданский сектор стагнирует.

Риски нарастают
Второй квартал 2025 года принес резкое замедление — рост ВВП составил лишь 1,1% в годовом выражении. Цена российской нефти упала ниже 55 долларов за баррель, пробив бюджетные расчеты. Дефицит достиг 4,9 трлн рублей, а Фонд национального благосостояния может исчерпаться уже к концу года.

Несмотря на заявления главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной о «безосновательности» страхов, аналитики фиксируют рост кредитных рисков и падение качества займов. Даже лояльные Кремлю исследовательские центры предупреждают о «умеренной, но растущей» вероятности банковского кризиса к 2026 году.

Политический контекст
Министр экономики Максим Решетников признает, что страна «на грани спада». Глава Сбербанка Герман Греф описывает ситуацию как «идеальный шторм». Путин же потребовал исключить рецессию «любой ценой».

В этих условиях российский лидер едет на Аляску с непростой задачей: либо договориться о прекращении огня и рисковать сокращением военных расходов, либо продолжать войну и столкнуться с ужесточением нефтяных санкций.

Трамп, по его словам, готов усилить давление, если мирное соглашение не будет достигнуто. И на этот раз у американского президента, похоже, действительно есть рычаги, способные поколебать позиции Кремля.

Пікірлер (0)
Здесь пока ничего нет
Пікір қалдырыңыз
Войдите, чтобы оставить комментарий