Ядерная угроза в Украине: обстрелы объектов могут привести к радиационной катастрофе

С началом полномасштабного вторжения России в Украину мир оказался перед лицом новой, пугающей угрозы — радиоактивной катастрофы. Каждый день войны может обернуться ударом по ядерным объектам, последствия которого трудно предсказать. Особую тревогу вызывает лаборатория в Харькове, расположенная всего в нескольких десятках километров от линии фронта, передает POLITICO.KZ со ссылкой на The New York Times.
В центре внимания — экспериментальное устройство с мирным названием «Источник нейтронов», скрытое за стенами Харьковского физико-технического института. Несмотря на безобидное название, оно содержит десятки килограммов обогащённого урана — вещества, которое при разрушении установки способно загрязнить значительную часть мегаполиса. По данным украинских властей, здание подверглось обстрелам и ударам дронов как минимум 74 раза.
«Это страшно, но мы уже привыкли», — говорит Александр Быхун, заместитель главного инженера института.
По его словам, ежедневные взрывы стали частью реальности, которую приходится принимать как неизбежное.
Харьков — не единственный ядерный объект под угрозой. С начала войны Запорожская атомная электростанция находится под контролем российских войск, и хотя она — главная точка международного внимания, в Украине немало других чувствительных объектов: от исследовательских реакторов до хранилищ отработанного топлива. Даже Чернобыль, имя которого стало синонимом ядерной катастрофы, вновь оказался в зоне риска.
По мнению экспертов, с каждым днем затяжного конфликта риск радиоактивного загрязнения только растет. Многоступенчатая система защиты ядерных объектов создавалась с учётом природных и технологических угроз, но не предусматривала массированных обстрелов и ударов высокоточным вооружением. «Это крайне опасная ситуация. Нам просто повезло, что до сих пор не произошло аварии», — предупреждает Бруно Шарейрон, научный консультант французской комиссии по независимому исследованию радиоактивности.
Первый тревожный сигнал прозвучал еще в феврале 2022 года, когда российские войска пересекли зону отчуждения Чернобыльской АЭС, подняв радиоактивную пыль — с частицами плутония, изотопов цезия и другими опасными элементами. А спустя три года, в феврале 2025-го, российский беспилотник повредил защитную оболочку четвёртого реактора Чернобыля, пробив в обшивке из нержавеющей стали дыру. Радиационной утечки удалось избежать, но сама герметичность саркофага оказалась нарушена.
Запорожская АЭС также неоднократно становилась мишенью, но каждый раз — пока что — катастрофу удавалось предотвратить. Украина обвиняет Россию в сознательной эскалации ядерной угрозы и попытках использовать фактор радиационного страха как инструмент давления на международное сообщество.
Особый резонанс вызвал удар по Чернобыльской АЭС в ночь накануне Мюнхенской конференции по безопасности — ряд украинских и западных аналитиков расценили это как политический сигнал из Москвы.
Харьковский физико-технический институт, в своё время принимавший участие в разработке первых советских ядерных бомб, ещё в 2010 году отказался от работы с оружейным ураном и по настоянию США передал свои запасы в Россию в рамках международных договорённостей по нераспространению. Однако даже сейчас в стенах института остаются высокообогащённые материалы, гораздо опаснее топлива, используемого на атомных электростанциях.
Само устройство — «Источник нейтронов» — включает массивное ядро размером с школьный автобус, экранированное металлом, и прикреплённый ускоритель частиц длиной 27 метров. Проект частично финансировали Соединенные Штаты в обмен на отказ Украины от оружейного урана.
Тем не менее, несмотря на международные договоренности, объект регулярно подвергается атакам. По мнению украинских следователей, повреждения носят систематический характер и не могут быть случайными. Прокуратура предъявила обвинения пяти российским офицерам в умышленном обстреле стратегического объекта, квалифицируя их действия как «экоцид» — попытку нанести вред окружающей среде в ходе ведения боевых действий.
Инфраструктура лаборатории не рассчитана на военные удары. От постоянных взрывов снаружи в диспетчерской осыпается штукатурка, а во время одного из обстрелов в 2022 году была выведена из строя трансформаторная подстанция. Несколько месяцев здание оставалось без света, и учёным приходилось использовать резервное отопление, чтобы не допустить замерзания охлаждающей воды — иначе могла пострадать алюминиевая оболочка урановых стержней.
«Я просто не понимаю, зачем они это делают... В их действиях нет никакой логики», — говорит главный инженер Андрей Мыцыков.
После начала вторжения работу с «Источником нейтронов» приостановили, переведя его в режим длительной консервации. Но уран по-прежнему находится внутри, и его потенциальная опасность никуда не исчезла.
Тем не менее, несмотря на постоянную угрозу, учёные института продолжают свою работу. В других лабораториях исследуются технологии термоядерной энергетики с использованием радиоактивного водорода. Даже в условиях ежедневных обстрелов они продолжают собирать данные для научной публикации, которую планируют представить на осенней конференции.
«По нам стреляют, а мы встаем и возвращаемся к работе», — сдержанно говорит исполняющий обязанности директора института Николай Азаренков.
Последние новости





