Европейские кредиты на казахстанские дороги: кто и как осваивает миллиарды

В Казахстане продолжается масштабная реконструкция автодорожной сети при поддержке Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Один из последних проектов — трасса Актобе — Улгайсин длиной 234 километра. На ее обновление выделено почти 450 миллионов евро, однако, как показывает практика, за красивыми цифрами и евроасфальтом скрывается непростая сеть подрядчиков, аффилированных структур и проектов, у которых есть много общего — но не всегда прозрачного, сообщает Politico.kz со ссылкой на Orda.kz.
23 июня премьер-министр Олжас Бектенов обсудил с главой ЕБРР Одиль Рено-Бассо условия новых займов. Один из них — кредит на трассу Актобе — Улгайсин. Европейская сторона выделяет 449 миллионов евро, что составляет около 232,6 миллиарда тенге. Общая стоимость проекта, в том числе с участием государственного бюджета, превышает один миллиард евро.
Проект носит стратегический характер: участок входит в международную магистраль М32 и часть транспортного коридора Западная Европа — Западный Китай. Вместо прежних двух полос будет построено четыре. Работы предполагается завершить к 2029 году. Сопровождающие элементы включают зоны отдыха, зарядные станции для электромобилей и возможный переход на платный режим.
Но проект Актобе — Улгайсин — далеко не первый, в который вложены европейские средства. Ранее аналогичные схемы применялись при реконструкции трассы Капшагай — Курты. ЕБРР выделил на этот участок более 90 миллионов долларов. Подрядчиком стала компания «Атырауинжстрой-АИС» — организация с богатой историей участия в госпроектах, многочисленными контрактами и сложной структурой собственности.
Среди ее учредителей и руководителей за последние годы числились бывшие госслужащие, депутаты, представители аффилированных компаний. В материалах упоминается, что в некоторых случаях компания одновременно разрабатывала проектно-сметную документацию и сама же получала контракты на строительство.
Анализ закупок показывает, что на тендерах — как правило, между собой — конкурируют компании, связанные через одни и те же ассоциации и учредителей. Параллельно возникают вопросы: как именно распределяются средства, почему найти конкретные договоры на сайте госзакупок зачастую невозможно, и кто в действительности получает контроль над проектами, реализуемыми за счёт международных финансовых организаций.
Интерес вызывает и история с другими участниками тендеров: в проектах упоминаются итальянская Todini, турецкие Ant Insaat и Sine Midas Stroy, а также казахстанские компании, регулярно всплывающие в громких расследованиях. Ряд из них уже попадал в поле зрения антимонопольных органов по подозрению в ценовых сговорах на тендерах.
Итоговая картина остается размытой. Деньги приходят, дороги строятся, отчеты публикуются. Но цепочка компаний, подрядов, субподрядов и госзакупок порой напоминает замкнутый круг, в котором сложно отследить начало, середину и конец. Особенно — когда на кону сотни миллиардов тенге и имидж страны в глазах международных партнеров.
Редакция Orda.kz направила запрос в АО «Казавтожол» с просьбой предоставить подробности по реализации ключевых инфраструктурных проектов. Ожидается, что предоставленная информация позволит пролить свет на то, как именно расходуются займы и кто стоит за масштабными стройками, вымощенными европейскими кредитами.
Последние новости





