Как Россия выстраивает империю фастфуда и моды на обломках западных брендов

Как Россия выстраивает империю фастфуда и моды на обломках западных брендов
09.07.2025 15:50
0
99
Фото - commons.wikimedia.org

После ухода крупных западных компаний с российского рынка в 2022 году, в стране начала активно формироваться новая потребительская экосистема, построенная на отечественных заменителях. Компании вроде «Вкусно — и точка» и Stars Coffee заняли ниши McDonald's и Starbucks, практически не скрывая подражания — от логотипов до меню, сообщает Politico.kz со ссылкой на Bloomberg.

На упаковке с картошкой фри «Вкусно — и точка» можно увидеть стилизованную букву "М", похожую на знаменитые арки McDonald’s. Вместо «Биг Мака» — «Биг Хит», вместо Happy Meal — «Кидз Комбо». При этом в меню появились и элементы ностальгии по советскому прошлому: торт «Медовик» и печенье «Орешки».

Эта смесь западной визуальности и российского вкуса позволила компании укрепиться на рынке — с двумя миллионами клиентов в день и десятками новых точек в год. С момента выкупа сети за символическую сумму в 2022 году доходы компании выросли в несколько раз, а ее владелец — «Система ПБО» — переживает рекордный рост прибыли.

Похожую стратегию избрала и Stars Coffee, пришедшая на смену Starbucks. Логотип выполнен в знакомом стиле, но с кокошником вместо короны, а лозунг компании гласит: «Бакс ушел, звезды остались». Сеть расширяется за пределы двух столиц — кафе открылись в Грозном, Перми, Ростове, а скоро появятся в Ханты-Мансийске и Великом Новгороде.

По мнению экспертов, время играет на стороне подражателей. Пока западные компании опасаются возвращаться, российские бренды укрепляют узнаваемость и доверие у потребителей. Гендиректор «Вкусно — и точка» Олег Пароев прямо заявил: «Мы не верим, что после снятия санкций все вернется как было».

В сфере одежды ситуация сложнее. Российские версии Zara (бренд MAAG) и Uniqlo (Just Clothes) столкнулись с финансовыми трудностями. MAAG терпит убытки второй год подряд, а Just Clothes и вовсе закрыла все магазины.

Основная причина — параллельный импорт. Несмотря на санкции, оригинальные товары все еще доступны в онлайн-магазинах, что подрывает позиции отечественных аналогов. Тем не менее, отдельные российские марки демонстрируют рост. LIMÉ увеличила выручку в пять раз, открыла магазин в Дубае и стала символом новой российской модной волны. «Снежная Королева» стала крупнейшей мультибрендовой сетью в стране, а небольшие бренды вроде 2mood и studio29 начали активно набирать обороты.

Экономика, работающая в режиме мобилизации, обеспечивает рост зарплат, что поддерживает спрос. Несмотря на войну, санкции и глобальную изоляцию, в России сохраняется потребительская активность — люди продолжают тратить на еду, одежду и кафе.

Тем не менее, устойчивость этой новой экономики предстоит проверить временем. Если в будущем произойдет политическая оттепель, может повториться эффект 1990-х, когда возвращение западных брендов вызвало бурный восторг. Но пока Кремль делает ставку на импортозамещение как символ суверенитета и вызова Западу.

Пікірлер (0)
Здесь пока ничего нет
Пікір қалдырыңыз
Войдите, чтобы оставить комментарий