Казахстан может столкнуться с новым топливным кризисом уже осенью

Слабый курс тенге и разница цен на топливо с соседними странами могут снова спровоцировать дефицит бензина в Казахстане уже этой осенью, предупреждают эксперты, опрошенные Orda.kz, передает Politico.kz.
По словам нефтяного аналитика Олжаса Байдильдинова, низкие внутренние цены на бензин стимулируют «серый» вывоз топлива за границу, особенно в Россию и Узбекистан, где цены почти вдвое выше. Несмотря на формальный запрет экспорта, контрабанда процветает — вплоть до прокопанных тоннелей на границе.
Аналитик сравнивает ситуацию с «дырявым ведром»: сколько топлива ни заливай на внутренний рынок, оно все равно «утекает» за границу.
Эксперт Артур Шахназарян отмечает: главная причина постоянных перебоев — искусственно низкая цена на топливо. По данным Минэнерго, ежемесячно 10–50 тыс. тонн нефтепродуктов уходят из Казахстана по серым схемам.
Правительство уже объявило о плановом повышении цен, чтобы сократить разрыв с соседями. Байдильдинов прогнозирует: в перспективе 92-й бензин может подорожать до 300 тенге за литр, что соответствует 60 центам по текущему курсу.
Ситуацию усугубляет зависимость от импорта из России: около 300 тыс. тонн бензина и 450 тыс. тонн дизеля ежегодно поступают из РФ. Однако в самой России наблюдается дефицит из-за атак на нефтеперерабатывающие заводы, и Москва ввела запрет на экспорт нефтепродуктов как минимум до конца августа — его могут продлить на осень.
Эксперты не исключают повторения ситуации 2023 года, когда с заправок исчез АИ-95. В случае дефицита «КазМунайГазу» может снова понадобиться экстренный импорт топлива втридорога, что приведет к росту цен и косвенному удорожанию перевозок и услуг внутри страны.
Последние новости




