Топ-менеджмент КМГ на частных бизнес-джетах и люксовых автомобилях

В распоряжении редакции Orda.kz оказались материалы, которые позволяют предположить: руководство национальной нефтегазовой компании Казахстана не просто комфортно устраивается на службе — оно живет, если можно так выразиться, на широкую ногу. И это не преувеличение, передает POLITICO.KZ.
Согласно полученной информации, топ-менеджеры «КазМунайГаза» предпочитают служебные перелеты не коммерческими авиарейсами, а частными бизнес-джетами Bombardier Challenger — небольшими самолетами с индивидуальной комплектацией. Стоимость одного такого перелёта колеблется от 50 до 100 тысяч долларов.
Эти траты могли бы вызвать понимание, если бы речь шла о транснациональной корпорации, скажем, Chevron. Однако КМГ — государственная компания, акционер которой — правительство Казахстана через фонд «Самрук-Казына». При этом руководству фонда уже не раз делались замечания по поводу расточительства, включая публичные упреки президента Касым-Жомарта Токаева.
«Эффективность национальных компаний по-прежнему вызывает вопросы. Сохраняется значительный административный аппетит, который требует пересмотра базовых нормативов», — констатировал глава государства в июле 2022 года.
Перелеты, о которых идет речь, происходят преимущественно внутри страны — между Астаной, Алматы, Атырау, Семей и Усть-Каменогорском. За период с 24 августа по 5 сентября их насчитали восемь. Кроме того, были два международных рейса: Астана — Ташкент и Ташкент — Алматы.
Такой уровень затрат кажется неоправданным, учитывая экономические показатели компании: согласно отчетности за первое полугодие 2025 года, чистая прибыль КМГ сократилась на 2,8% и составила 534 миллиарда тенге. При этом государство вынуждено было вкладывать в компанию значительные средства — например, в 2023 году Минфин приобрел 8% акций КМГ на сумму в 1,3 триллиона тенге. Эксперты критиковали эту сделку как «перекладывание актива» и «пожарную меру» для пополнения бюджета.
Редакция Orda.kz сообщила, что располагает списком пассажиров чартерного рейса Астана — Атырау 5 сентября, включая их имена, должности и марки встречающих их автомобилей — представительских люксовых машин, выделенных каждому VIP-гостю.
Так, председателя правления КМГ Асхата Хасенова и его помощника встречали «лексусы» LX 570, заместителя председателя Асета Магауова и советника Махамбета Досмухамбетова — «тойоты» LC 200, а руководителя аппарата Алимухаммеда Куттумуратулы — «тойота» LC 300.
В числе пассажиров, по нашим данным, были также соуправляющий директор по стратегии фонда «Самрук-Казына» Бахытжан Таубаев и вице-министр энергетики Кудайберген Арымбек. Всего восемь человек. По информации источника, в Атырау VIP-гостей сопровождал практически правительственный кортеж.
Пока государство и руководство компании оправдывают необходимость жесткой экономии, эти данные поднимают важный вопрос — насколько справедливо подобное распределение ресурсов в национальных компаниях, которыми управляют люди, ответственные за народное достояние.
Отметим также, что в международном споре с иностранными инвесторами по проекту «Кашаган» обсуждается и вопрос «непредусмотренных расходов», к которым относится и использование дорогих бизнес-джетов, расходы на которые Казахстан официально не признает.
Последние новости





