Финансовая сторона войны: как Россия строит банковскую оккупацию Украины

Когда речь заходит о военных преступлениях, в воображении всплывают танки, ракеты и бомбёжки. Но, как выясняется, важную роль в оккупации играют и банковские отделения с банкоматами, сообщает Financial Times.
Именно на это указывает некоммерческая юридическая группа LexCollective, подавшая заявление в Международный уголовный суд (МУС). Они призывают обратить внимание на то, как Россия использует финансовую систему для укрепления контроля над захваченными территориями Украины.
В заявлении, подготовленном при поддержке B4Ukraine и Украинской юридической консультативной группы, подробно разобраны механизмы «финансовой оккупации» — на примере Херсонской области. Там сразу после захвата власти Россия запретила гривну, заставив жителей переходить на рубли по невыгодному курсу. Получить банковский счёт или пенсию можно было только при условии принятия российского гражданства.
Три российских банка — МРБ, Промсвязьбанк и ЦМР Банк — фигурируют в заявлении как главные исполнители этой стратегии. В нём же содержится требование привлечь к ответственности главу Минфина РФ Антона Силуанова и руководство Центрального банка России, открывшего в оккупированных регионах полевые офисы — в том числе для выплат военным частям.
"Мало кто задумывается, как именно Россия финансирует войну", — констатирует юрист Киевской школы экономики Анна Власюк.
Хотя такие заявления в МУС подаются часто — только за прошлый год их было более 15 тысяч — эксперты считают, что в случае начала расследования по этому делу мир увидит практически беспрецедентный судебный процесс.
"Это будет юридическая территория, на которой почти нет прецедентов со времён Нюрнберга", — отметила специалист по международному праву Федерика д’Алессандра.
Даже если обвинения будут приняты, маловероятно, что российские чиновники окажутся на скамье подсудимых — разве что сами рискнут выехать в страну, готовую их выдать.
Тем не менее обвинение может повлиять на судьбу замороженных активов Центробанка России в Европе и США. Их конфискация и последующее направление на восстановление Украины станет более обоснованной с юридической точки зрения.
Кроме того, усилится давление на иностранные банки, до сих пор работающие в России. Австрийский Raiffeisen Bank, итальянский UniCredit и венгерский OTP Bank — одни из тех, кто сохраняет там существенное присутствие.
По мнению Кристин Розеллы из LexCollective, такая перспектива должна стать серьёзным сигналом для мировых финансовых институтов: «Банки привыкли учитывать риски, связанные с отмыванием денег. Но преступления против человечности — это их слепое пятно».
Последние новости





